Среда, 29 Август 2018 06:06

Пару слов о важности футбольной статистики

Обзор 11 августа 2013

Неточность, оставленная без внимания, может вылезти наружу через много лет.

Многие болельщики, тщательно следящие за выступлениями своих любимцев, были бы, наверное, удивлены, если бы узнали, насколько безразлично порою многие футболисты, тренеры, функционеры относятся к такой вещи, как футбольная статистика.

Особенно – футболисты. Они зачастую интересуются только днем текущим, а футбольную статистику берут на заметку, только когда близится какой-нибудь их юбилей или рекорд – памятный матч, памятный гол. Так и говорят: «Кто там сколько и когда забил – это журналистам и болельщикам надо, мы голы не считаем». Такая позиция тоже имеет право на жизнь. В конце концов далеко не каждый работник завода считает количество выточенных им деталей (если, конечно, от этого не зависит отплата его труда). Да и среди болельщиков немногие задумываются, на скольких матчах они побывали и сколько голов видели.

Но проходит время – и эти цифры могут вылезти наружу. В случае с футболистами, по крайней мере, точно – до сих пор историки футбола спорят об истинном количестве голов Пеле, Блохина, Шевченко. Кстати, тот же Андрей в свое время «потерял» один еврокубковый гол – речь о памятном матче Спарта – Динамо в квалификации Лиги чемпионов сезона 1998/99 (освежить в памяти можно на этом видео с 1:00). Тогда, напомним, удар Шевченко отразил голкипер пражан Поштулка, но, к несчастью чехов, на пути мяча подвернулся защитник Габриель, и от него и случился голевой рикошет. Первоначально во всех источниках гол был записан на нашего форварда, но впоследствии ошибка была исправлена, и теперь «авторство» принадлежит Габриелю.

Понятное дело, курьезные голы случаются и в нашем, отечественном чемпионате. Но возвращаемся к тому, с чего начинали – дотошностью в вопросах статистики у нас никто не страдает, посему подобные ошибки исправляют очень редко и очень неохотно. Вспомнить об этой теме заставила ситуация с юбилейным 100-м голом именитого перволигового форварда Богдана Есыпа. Весной этого года, выступая в составе ПФК Сумы, он выстрелил хет-триком в матче с белоцерковским Арсеналом. До того в активе Богдана числилось 97 голов в первой национальной лиге Украины, поэтому многие поспешили известить футбольный мир о юбилее. В итоге же поздравления оказались досрочными – тщательное изучение официальных статистических данных установило, что в активе Есыпа… 99 голов. 

Историк футбола Юрий Назаркевич так пояснил читателям нашего сайта эту коллизию: «Один гол "загубився" у матчі 12.04.2009 року Динамо-2 – Нафтовик-Укрнафта. Спочатку цей гол був записаний сайтом ПФЛ на Єсипа. Однак згодом в офіційних джерелах, зокрема, й у довіднику Ландера та у базі даних ФФУ, цей гол подали, не як гол Єсипа, а як автогол динамівця Парцванії. Тому довелося відмінусувати цей гол, і наразі в активі Богдана – 99 голів». 

И вот тут мы доходим до сути проблемы: сам Есып отлично помнит тот гол и уверяет, что после его удара мяч лишь зацепил Парцванию, поэтому гол должен был быть засчитан на него. Но еще тогда, весной 2009 года – за четыре года до вероятного рекорда – никто не сделал ничего, чтобы справедливость восторжествовала. 

Арбитр, конечно, может ошибиться – и не только с авторством голов. Но вот тут не должны оставаться равнодушными клубы, футболисты, спортивная общественность. Нужно указывать на подобного рода ошибки и прислушиваться к этим указаниям тоже. Не для того, чтобы обидеть или унизить, а для того, чтобы всем вместе установить истину. Процедура исправления неточностей данных у нас не отлажена: то есть если была у арбитра ошибка в определении пенальти или офсайда, подавайте запрос в компетентные органы, заплатите обязательный взнос, специалисты разберутся. Но если речь идет о таком «маловажном» моменте, как точность определения автора гола, минуты, когда он состоялся – да кого это волнует? Кому это интересно? Разве что если дело дошло до споров вокруг вероятного юбилея или рекорда…

Процедура исправления неточностей данных у нас не отлажена: то есть если была у арбитра ошибка в определении пенальти или офсайда, подавайте запрос в компетентные органы, заплатите обязательный взнос.

А ведь в том же апреле 2009 года тогдашний клуб Есыпа мог обратиться и попросить восстановить правильное авторство гола, если оно и вправду было за их футболистом. Не сделали этого. И теперь есть вероятность, что «узаконенной» оказалась ошибка. Теперь Есып, хотя и выстрелил хет-триком за ПФК Сумы, юбилейного показателя не достиг. И попробует это сделать уже в новой команде. Все мы желаем заслуженному футболисту первой лиги сделать это как можно скорее, чтобы перевернуть эту страницу, как это в свое время сделали Пеле и Блохин. 

Но сколько их еще, этих неточностей, которые, похоже, не интересны никому, кроме одержимых статистикой!.. Вот, пожалуйста: яркий пример из все той же первой лиги, со все того же стадиона Юбилейный в Сумах. Опять апрель 2013-го. Играют ПФК Сумы и ПФК Александрия. На 42-й минуте матча после подачи углового александрийцы забивают гол, сравнивая счет (на видео эпизод можно увидеть с 2:42). Защитник гостей Басов (он под №87) пробивает с правой ноги. Мяч явно идет мимо створа ворот, и тут к нему устремляются два других александрийца – Коломоец и Банада. От кого-то из них (вероятнее всего, от Банады – говорим об этом после просмотра видео с двух разных камер) мяч и попадает в сетку. В итоге авторство гола записывается на Басова, который в ворота явно не попадал и после удара которого направление полета мяча изменили другие футболисты. Басов – отличный защитник, который хорошо известен в первой лиге своими результативными подключениями на стандарты. К нему нет вопросов – он хороший, опасный у чужих ворот игрок. Но справедливость, история!.. На этот раз ведь не он забил! 

Об этом факте мы писали в отчете, в итогах тура. Писали и другие сайты и газеты. И официальный сайт ПФК Александрия тоже автором гола назвал Банаду. Тем не менее  гол все еще записан на счет Басова (пруфлинк 1пруфлинк 2). Возможно, лет через пять мы будем говорить о новом юбилее – скажем, у Басова или Банады. И тогда такая «мелочь», как неточность авторства в протоколе матча 27 апреля 2013 года, может снова породить споры.

Артур Валерко, Football.ua

 

Другие материалы в этой категории: « Вадим Соснихин ИГОРЬ БАЛАКИН »

Наша Книга

Епоха Вінницького футболу 1911-1957. Футбол давно минулих років.

еп

Книга вже в продажу!
Прохання до всіх хто замовив книгу, або бажає її купити написати Леоніду Загоруйко повідомлення на е-мейл Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. або подзвонити по тел (096) 983-56-66.
Формат книги А4; тверда глянцева обкладинка; палітурка прошита нитками; 624 сторінки з ілюстраціями. На українській мові. Наклад обмежений.
Вартість 1 тому 430 гривень. 
Книга присвячена появі та розвитку футболу у місті Вінниці та на теренах Він. області та охоплює період з 1911 року по теперішній час. 
В першому томі книги викладені матеріали про появу футболу на Вінниччині та участь футбольних команд міста та області у всесоюзних, республіканських, обласних та міських змаганнях, а також першостях та кубках добровільних спорт. товариств за період з 1911 по 1957 рік включно. 
В книзі використані ексклюзивні знахідки знайдені в архівах, документальні підтвердження різних засідань футбольних органів. Знайдені оригінальні протоколи з низки зустрічей як з Вінниці, так і по іграх команд Він. області, а також фотографії з особистих архівів родичів і вболівальників, наданих спеціально для книги. В книзі надано великий обсяг статистичних даних відомості про гравців, обзори матчів з газет і таке інше.

 kni

 

 

Поиск

Login Form